«Когда не знаешь, что делать, делай шаг вперед», - из инструкции по восточным единоборствам.
Не стой под стрелой! Danger!
Идет сертификация!
В соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июля 2007 года № 136-ФЗ с 1 июля 2008 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности: проектирование, строительство и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. То есть через два месяца имеющиеся лицензии на вышеупомянутые виды деятельности могут потерять силу.
От чего отказываемся?
По мнению специалистов, лицензирование в строительстве допускало на рынок строительной деятельности только организации, отвечающие определенным требованиям. Основное из них – наличие в организации квалифицированного персонала. Не секрет, что многие организации используют труд недостаточно подготовленных рабочих и даже нелегальных мигрантов. Другое, также основное, требование – материальная база: производственная база, строительная и транспортная техника, инструмент, оснастка, ремонтная база и пр. Если эти требования не соблюдаются, то может получиться как в долевом строительстве жилья: деньги собрали и скрылись. Не говоря уже о качестве строительства. К сожалению, сложилось так, что само лицензирование привести к порядку не смогло. Оказалось, что лицензию можно было просто купить. И не напрасно министр регионального развития РФ Дмитрий Козак на одной из встреч с журналистами в декабре прошлого года сказал, что считает «этот механизм (лицензирование в строительной отрасли) крайне неэффективным, забюрократизированным и коррумпированным». «У нас сейчас больше всего в мире выдано лицензий, которые никаким образом не влияют на ответственность строительных организаций перед заказчиками за качество и сроки выполняемых работ», - отметил министр.
А что взамен?
Взамен лицензирования предлагается ввести механизм саморегулирования строительной деятельности, передав функции регулирования непосредственно бизнесу, чтобы он нес ответственность за принимаемые решения. Сторонники отмены лицензирования считают, что введение механизма саморегулирования в строительной отрасли будет стимулировать к отсеиванию недобросовестных участников с этого рынка. Саморегулируемая организация (СРО) в строительной отрасли – некоммерческая организация, объединяющая инженеров-изыскателей, архитекторов-проектировщиков, строительные организации. СРО устанавливает правила и стандарты деятельности своих членов, условия «вхождения на рынок», организует контроль за соблюдением членами требований Градостроительного кодекса, других законов, нормативных актов, стандартов, в том числе стандартов и правил самой СРО, представляет интересы своих членов перед органами власти. В связи с тем, что компании и организации – члены СРО – несут взаимную, в том числе и финансовую ответственность, их аккредитация будет проводиться по множеству критериев. Главными целями перехода на саморегулирование являются: устранение излишних административных барьеров, сокращение количества экспертиз, страхование ответственности перед гражданами, создание фонда для компенсационных убытков от деятельности строительных компаний. По данным Ассоциации строителей России, одним из основных требований при вступлении в СРО станет наличие у строителей сертификата соответствия Системы Менеджмента Качества требованиям стандартов ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).
На первый взгляд может показаться, что предлагается что-то новое и недостаточно известное. Но это далеко не так. Например, в постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование системы обеспечения качества продукции и услуг» п.1 гласит: «Считать важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти осуществление поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг». В 2000 году в постановлении правительства Москвы (от 5.12.2000 г. № 953) было принято, что одной из основных задач Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города следует считать создание систем управления качеством строительства. Там же предписывалось базовым организациям Комплекса привести системы контроля качества в соответствие с требованиями на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, а в целях усиления экономических мер воздействия на процесс управления качеством строительства предписывалось начиная с 2004 года не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Аналогичное постановление было принято и в Казани - «О совершенствовании системы управления качеством строительства в городе Казани» (от 09.02.2007г. № 265), в котором предписывалось МУ «Дирекция муниципального заказа города Казани» «при проведении торгов среди подрядных организаций по строительству и капитальному ремонту установить документом, способным официально подтвердить качество производимых товаров, работ, оказываемых услуг, сертификат системы управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000», а также было установлено, что в конкурсной и аукционной документациях при проведении торгов среди подрядных организаций обязательно условие представления участниками размещения заказа сертификата системы управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Этим же постановлением рекомендовано всем организациям комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города привести системы контроля качества в соответствие с требованиями Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000.
Что делать?
Если организация собирается продолжать деятельность в строительной отрасли, предполагает участвовать в конкурсах и аукционах для получения государственного или муниципального заказов, желает не только победить конкурентов из-за рубежа (например, турецкие фирмы), но и выйти на международный рынок, то этой организации необходимо повысить качество работ и конкурентоспособность за счет разработки, внедрении и сертификации Системы Менеджмента Качества, а это – длительная процедура, требующая существенных временных и материальных ресурсов и осуществить ее может только специализированная организация. Такая, например, как консалтинговая и сертификационно-методическая компания ООО «Центр качества».
Не следует забывать, что отмена государственной системы лицензирования строительной деятельности и замена ее общественным контролем в виде саморегулируемых организаций с 1 июля 2008 года вызовет неизбежный рост спроса на сертификацию соответствия Государственным стандартам серии ГОСТ Р ИСО 9000, что не может не отразиться на стоимости работ по сертификации. По прогнозам экспертов Региональной Торгово-Промышленной Ассоциации, после отмены 1 июля 2008 года строительного лицензирования уровень цен на проведение сертификации по стандартам ИСО 9000 возрастет как минимум в 3,5 раза. У специалистов возникают опасения, что органы по сертификации могут не справиться с наплывом заявок. В настоящее же время сертификация пока осуществляется в обычном режиме.
Телефон для справок: (843) 204-22-22.