В средние века в Европе были созданы специализированные профессиональные сообщества (купеческие – Ганза, банковские, ювелирных дел, оружейники), слава о качестве товаров которых распространялась по всему миру. До сих пор, например, если мы слышим, что часы швейцарские, то заведомо знаем, что эти часы – качественные. Однако, мировое производство и торговля расширяются и это потребовало каких-то конкретных норм, которые бы характеризовали товар или работы (услуги).
С этой целью была создана Международная организация по стандартизации (ISO) и под ее эгидой специалисты разных стран, объединенные в специальные группы-комитеты, приступили к разработке международных и общепринятых стандартов качества. Причем такие стандарты распространяются не только на продукцию (товар) или работу (услугу), но и на целое предприятие. То есть были разработаны стандарты (ISO 9001), позволяющие сопоставить параметры предприятия с заданными стандартом и сделать выводы о соответствии. Процедура исследования параметров и их сопоставления со значениями стандартов и называется сертификацией.
Таким образом, если на предприятии проведена сертификация ИСО 9001 и предприятие получило сертификат ISO 9001, то это означает, что вся выпускаемая этим предприятием продукция и все услуги, предоставляемые им, высокого качества. Достигается это за счет соответствия производственных процессов международным стандартам качества.