ИСО/ТУ 16949:2002 представляет собой отраслевой стандарт вместе со специализированной технической документацией, который разработан в рамках программы ИСО. Стандарт регламентирует требования касающиеся систем управления качеством на предприятиях, занимающихся проектированием, производством и обслуживанием автомобильной продукции.
Стандарт разработан совместно несколькими международными организациями на основе структуры ИСО 9001 с дополнением специфических положений, характерных непосредственно автомобильной отрасли. Основной задачей при разработке данной системы было оформление конкретных требований касательно внедрения систем управления качеством на предприятиях со следующими целями:
- Постоянное систематическое повышение качества и развитие.
- Предотвращение появления дефектной и бракованной продукции.
- Снижение вариативности и ликвидация возможных потерь в цепях поставки.
В соответствии с поставленными целями производится перестройка системы управления и контроля качества в инструмент, предназначенный для фактического управления предприятием в целом. Специалисты международной организации по стандартизации утверждают, что с внедрением на производстве стандартов ИСО/ТУ 16949:2002 принесёт следующие преимущества:
- Снижение объёмов производимых отходов, а также минимизация возникающих дефектов. Реализуется данный пункт посредством внедрения на производстве процессного подхода, благодаря чему появляется возможность значительно увеличить эффективность процессов производства, а значит и снизить процент выпускаемого брака, одновременно улучшая показатели временной и ресурсной эффективности.
- Получение лицензии на проведение торговых операций. Сертификация является одним из обязательных условий для организации торговой деятельности практически любого автомобильного предприятия, так как введение данной системы способно значительно облегчить ведение деловых операций для всех сторон-участников.
- Простота применения и гибкость системы. Так как в основе лежит стандарт ИСО 9001, данную систему можно легко совмещать с другими комплексами управления качеством международного стандарта. Таким образом, введение в действие стандарта становится гораздо менее затратным в плане времени и ресурсов.
- Обеспечение и поддержание репутации компании в целом и принадлежащих ей торговых марок в частности.