Специальная оценка условий труда в 2017г. характеризуется, с одной стороны, изменениями и новациями относительно двух предыдущих лет распространения спецоценки, но, с другой стороны, эти изменения и новации явились плодом именно правоприменительной практики как специалистов по спецоценке, так и работодателей и профсоюзов.
Что и говорить, именно в этом году, после двух лет внедрения новых методик по оценке условий труда, наконец-то были реализованы предложения и замечания специалистов и специальная оценка условий труда 2017г. получила новое толкование.
Причем следует отметить, что многие замечания, нашедшие реализацию в новом законе № 426-ФЗ посредством его изменений, внесенных с 1 мая 2016 года законом № 136-ФЗ, обсуждались всеми задействованными в спецоценке сторонами: разработчиками, экспертами «аттестующих» организаций, работодателями и представителями профсоюзов.
Так, например, только процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям претерпела за эти два года несколько преобразований, которые сказывались на работе всех задействованных сторон. Причем причины этих преобразований были заложены в неоднозначности толкований положений первоначального варианта закона о спецоценке.
Нужно отдать должное разработчикам: на всех этапах разработки законодательства о спецоценке шло активное обсуждение новой системы оценки условий труда: на конференциях, семинарах, официальных совещаниях и «круглых столах» не только в столице, но и во всех федеральных округах.
Поэтому заинтересованные эксперты–специалисты по оценке условий труда имели возможность не только выслушать разработчиков, но и принять участие в обсуждении, а, при необходимости, и подать свои предложения.
Однако, несмотря на такое активное обсуждение вопросов спецоценки, неоднозначность толкования положений закона № 426-ФЗ осталась. Это относилось и к такой процедуре как подача работодателем декларации о соответствии.
Первоначально, до мая 2014 г., однозначно предполагалось, что декларация подается, если условия труда на рабочем месте признаны комиссией оптимальными или допустимыми. Так все и работали до мая 2014, когда вдруг пошли указания от контрольно-надзорных органов, что декларация подается только в том случае, если условия труда признаны комиссией допустимыми только на этапе идентификации. Но, если условия труда признавались комиссией благоприятными после этапа измерений, то декларацию подавать нельзя. Можно себе представить, каковы были последствия таких «разъяснений».
Но, как известно, время все расставляет по своим местам. Поэтому законом № 136-ФЗ с 1 мая 2016 года работодателю не только разрешено подавать декларацию соответствия на безопасные условия труда, но и его обязали подать «уточненную декларацию соответствия» на те рабочие места с безопасными условиями труда, которые раньше не входили в список.
Всего закон № 136-ФЗ внес 29 изменений в закон № 426-ФЗ. Наши специалисты постоянно следят за изменениями в трудовом законодательстве, используют эти знания в работе и готовы оказать консультации в любое время.